Музыка и визуальные образы

Музыкальное искусство 5 класс
Выявление связей музыки с изобразительным искусством через родственные эмоциональные настроения, выраженные в художественных произведениях, отражающих различные жизненные явления. Характеристика средств выразительности программной музыки, особенностей духовной музыки в выражении жизненного содержания. Исполнение песен, раскрывающих основные задачи темы. Развитие вокально-хоровых навыков. Импровизация простых мелодических оборотов и ритмического сопровождения к песням. Интерпретация содержания прослушанных и выполненных музыкальных произведений, выражения собственного эмоционально-эстетического отношения к ним. Сравнение произведений пейзажной живописи и пасторальной музыки, героических образов в музыкальном и изобразительном искусстве. Выявление специфики интонационно-образного языка музыкального искусства в сравнении с языком изобразительного искусства. Усвоение основных понятий и терминов: программная и непрограммную музыка, духовная музыка, импрессионизм в искусстве. Углубление понимания синтеза искусств в храме и их влияния на духовный мир человека.

Ориентировочный материал для восприятия:
А. Вивальди. "Зима" из цикла концертов "Времена года", Г. Свиридов. Фрагмент "Поет зима, аукает" из кантаты "Поэма памяти Сергея Есенина", И. Грабарь. "Февральская лазурь", И. Бокшай. "Зима", Ю. Щуровськай. "После просмотра Куинджи", А. Куинджи. "Лунная ночь на Днепре", И. Карабиц. И симфония "Пять песен об Украине" (II ч. "Дума"), Л. Жемчужников. "Кобзарь на пути", А. Бородин. Симфония № 2 "Богатырская" (I ч., экспозиция), В. Васнецов. "Богатыри", Л. Бетховен. Симфония № 3 "Героическая" (I ч., экспозиция), И. Пинзель. "Святой Юрий на вздыбленном коне поражает дракона" на аттике Юра во Львове, М. Лысенко. Опера "Тарас Бульба" (сцена "Запорожская Сечь"), М. Дерегус. "Тарас Бульба во главе войска", украинская народная песня "Думы мои, думы мои", Т. Шевченко. "Автопортрет", М. Божий "Думы мои, думы ...", Памятник Тарасу Шевченко в Каневе (фото), украинская народная песня" Ой, пойду я лугом ", К. Трутовский. "Кобзарь над Днепром", И. Стравинский. Балет "Весна священная" (фрагмент), А. Шовкуненко. "Весна. Конча Заспа ", Рафаэль Санти. "Сикстинская мадонна", Ф. Шуберт. "Ave Maria", Икона Вышгородской (Владимирской) Богоматери, А. Ведель. Херувимская, украинские писанки (образцы), Леся Дичко. Вариации для ф-но "Украинские писанки", Фотоиллюстрация Владимирского собора в Киеве, С. Рахманинов. Прелюд к диез минор, К. Моне. "Впечатление. Восход ", К Дебюсси. Сюита "Море" (1ч. "На море от зари до полудня"), И. Бокшай. "Верховина", Ю. Щуровский. Маленькая украинских симфония (ч.3 "Закарпатская картина"), М. Кривенко. "Ехал казак на войнушка", украинская народная песня "Ехал казак на войнушка", К. Билокур. Цветы над забором, И. Карабиц. Прелюдия.

Вариативный материал для восприятия:
К. Данькевич. Ария Богдана из оперы "Богдан Хмельницкий", М. Ивасюк. "Въезд Богдана Хмельницкого в Киев", В. Барвинский. "Лирницка песня", Л. Позен. "Лирник с поводырем", А. Кос-Анатольский. "Ой ты, девушка, из ореха зернышко ...", В. Маковский "украинская девушка", В. Гартман. "Городские ворота в Киеве", М. Мусоргский. "Богатырские ворота" с фортепианной сюиты "Картинки с выставки", И. Айвазовский. "Черное море", "Волна", Н.Римский Корсаков. "Окиян - море синее" из оперы "Садко".

Ориентировочный материал для выполнения:
А. Янушкевич. "Белая сказка", М. Гайворонский. "Идет сечевое войско", А. Бородин. Симфония "Богатырская" (мелодия главной темы), А. Жилинский. "Песенка джуры", украинская народная песня "Думы мои, думы мои", Ю. Чичков. "Мама", Ю. Шевченко. "Писанки", В. Раковский. "В ладонях родной земли", А. Янушкевич. "Лето золотое".

Вариативный материал для выполнения:
Б. Фильц. "На зеленом пригорке", Т. Попатенко. "Шпак на чужбине", украинская народная песня "Ой, при лужку, при лужку", М. Балема. "Ой там, на выгоне", С. Майстрова. "Я рисую море", Г. Гладков-Югин. "О картины", украинская народная песня "Ой, ходила девушка каемочкой".
По окончанию изучения темы:
Ученик наблюдает:
- за интонационным развитием музыки;
распознает:
- выразительные особенности симфонической и камерно-инструментальной музыки;
сравнивает:
- музыкальные и визуальные образы в воплощении ими жизненных явлений;
характеризует:
- средства выразительности программной и непрограммной музыки;
- особенности духовной музыки;
приводит примеры:
- эмоционально-образного созвучие музыкальных и визуальных произведений;
интерпретирует:
- содержание музыкальных и художественных произведений, используя специальную терминологию;
отчетливо выполняет:
- песни украинских и зарубежных композиторов;
импровизирует:
- простые мелодические обороты, ритмичныое сопровождение к песням;
соблюдает правила:
- ансамблевого исполнения музыкальных произведений;
высказывает суждения о:
- взаимосвязи музыкально-интонационных и визуальных образов,
- программной и непрограммной музыке и специфике отражения ее жизненного содержания;
обосновывает:
- собственное понимание специфики содержания произведений музыкального и изобразительного искусства;
обнаруживает:
- готовность к использованию приобретенных предметных компетенций в процессе творческой самореализации.


Вам могут пригодиться:

Реферат: "Времена года" Антонио Вивальди

Реферат по музыке, искусству

Вывод о том, что Вивальди собственноручно, а не копиист, готовил текст "Времен года" для печати, подтверждается сравнением этих концертов с другими, входящими в этот опус, и сохранившимися в виде автографов. Они дают представление о стиле работе Вивальди. Когда он переписывал свои произведения, то поступал не просто как переписчик, а почти всегда вносил изменения и улучшения в произведение. Это об...

Реферат: Украина глазами Куинджи

Реферат по музыке, искусству

К числу картин написанных в период «молчания» относится и пейзаж «Ночное» 1908 года , в котором выбранный художником мотив снова возвращает нас к приднепровским просторам. Глубоко поэтичное восприятие природы словно сомкнулось с романтической тенденцией, породив произведение со сложной романтико-реалистической структурой образа. В данной картине воплотились воспоминания детства и пристрастие к соз...

Реферат: Ф. Шуберт (1797-1828 гг.)

Реферат по музыке, искусству

Шуберт написав багато творів, великих і малих. Писав він в інструментальному і вокальному жанрах. Центральне місце в творчості композитора займають пісні, яких він написав понад 600. Шуберт високо підніс значення пісні. В цю невелику музичну форму він зумів вкласти глибокий і багатий зміст. З великим теплом і проникливістю Шуберт розкриває перед нами внутрішній світ людини з її почуттями радості,...

Реферат: Биография Франца Шуберта

Реферат по музыке, искусству

Створюючи музику інструментальних жанрів Шуберт, природно, орієнтувався на віденські класичні зразки; навіть самі оригінальні з його ранніх симфоній, 4-я (з авторським підзаголовком «Трагічна») і 5-я, усе ще відзначені впливом Гайдна. Однак вже в квінтеті «Форель» (1819) Шуберт з'являється абсолютно зрілим і самобутнім майстром. У його великих інструментальних опусах велику роль грають ліричні піс...

Реферат: Виктор Васнецов

Реферат по музыке, искусству

В 1891 году Васнецов с семьей возвращается из Киева в Москву, поселяется вблизи Абрамцева. При помощи П. М. Третьякова, который купил картины и эскизы художника, и С. И. Мамонтова Васнецов осуществляет давнюю мечту -- строит по своему проекту мастерскую. Здесь он принимается за работу над картиной "Богатыри", эскиз к которой был сделан много лет назад. На Десятой передвижной выставке 1897 года п...

Реферат: Жизнь Васнецова

Реферат по музыке, искусству

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926), художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где его наставником был И.Н.Крамской) и Академии художеств (1868–1...

Реферат: Игорь Федорович Стравинский

Реферат по музыке, искусству

Творчество Стравинского отличается образно-стилистической множественностью, однако подчинённой в каждый творческий период своей стержневой тенденции. В русский период (1908—начала 20-х гг.), вершинными произведениями которого являются балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», хореографические сцены «Свадебка» (1917, окончательный вариант 1923), Стравинский проявлял особый интерес к древне...

Реферат: Творчество Рафаэля Санти

Реферат по музыке, искусству

Богатство фантазии Рафаэля проявляется во всех его сохранившихся работах. Рассматривая их, мы видим, что он не только не затруднялся никогда в мотивах, но разнообразие последних так велико, что многие из них остаются не использованными. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пр...

Реферат: Музыкальная культура Украины

Реферат по музыке, искусству

Украинская музыкальная культура берёт своё начало у древних восточных славян. Она формировалась на протяжении столетий начиная с 14 в. Основой её стал самобытный песенный фольклор украинского народа, в котором нашли отражение его история, национально-освободительная борьба. Народная музыка развивалась как искусство одноголосного, а также многоголосно-подголосочного и гармонического склада в вокаль...

Реферат: Музыкальная культура

Реферат по музыке, искусству

Невзирая на все противоречия суток в украинской музыке распространялись идеи национального и социального освобождения. И даже при условиях советской власти, которая в культурной политике ориентировалась на развитие интернационального в большей степени, чем национального, украинская демократическая музыка хранила традиции национального единства. Украинские композиторы обращались к достижениям отеч...